- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Дополнительное образование по физике как условие развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008197 |
Тема: | Дополнительное образование по физике как условие развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы |
Содержание
Министерство образования и науки РФ ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» Физико-технический институт Кафедра методики преподавания физики Дополнительное образование по физике как условие развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы Магистерская диссертация Руководитель: _____________ Выполнила: магистр курса __________________________ _______________________ групп_____________________ _______________________ (должность, уч. степень, уч.звание, Ф.И.О.) ________________________ (Ф.И.О) ________________________ _________________________ (подпись) Оппоненты: Работа _______________________ защищена____________20____ _______________________ протокол № ________________ _______________________ с оценкой __________________ Содержание Введение…………………………………………………………………………4 Глава 1. Теоретические аспекты формирования технического мышления учащихся………………………………………………………..10 1.1. Анализ научных представлений о техническом мышлении и его место и роль в развитии техники ……………………………………………………....10 1.2.Проблемы формирования технического мышления учащихся в психолого-педагогической теории и практике……………………………….17 1.3. Модель процесса формирования технического мышления……………22 1.4. Оценочные критерии сформированности технического мышления учащихся………………………………………………………………………29 Вывод по главе 1……………………………………………………………….32 Глава 2. Организация методической работы по формированию технического мышления учащихся ……………………………………..…34 2.1. Формы и методы формирования технического мышления учащихся………………………………………………………………………...34 2.2. Методы решения задач с техническим содержанием…………………50 2.3. Разработка дидактических заданий, ориентированных на развитие компонентов технического мышления………………………………………64 Вывод по главе 2………………………………………………………………68 Глава 3. Выявление уровня сформированности технического мышления учащихся…………………………………………………………70 3.1. База и направление исследования……………………………………..70 3.2.Профориентационное тестирование учащихся 10 Б класса……...…..71 3.3. Анализ и обработка полученных данных…………………………….73 Вывод по главе 3……………………………………………………………..81 Заключение……………………………………………………………….……83 Использованная литература……...…………………………………………85 Приложение……………………………………………………………………88 Введение Актуальность проблемы. Новый стандарт образования - это переход от школы «знания» к школе «личностной», построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [8]. Организация личностно - ориентированного обучения является индивидуальным для каждого учащегося и должен развиваться в педагогическом процессе в логике развития потребностей индивида. В современном мире, который быстро меняется, развивается, выпускник должен уметь ориентироваться, уметь применять полученные знания на практике. Для этого в школах следует усилить работу по профилизации обучения, что требует от учителя готовности к постоянному процессу моделирования, созданию педагогических условий для раскрытия и формирования индивидуальности обучающегося и успешности ученика в будущей профессиональной деятельности. Развитие технической промышленности в республике привлекает большое количество учащихся желающих выбрать техническое направление. И вместе с этим возрастающая техническая сложность средства производства предъявляет высокие требования к качественной подготовке подрастающего поколения. Между тем наблюдаем 1. Недостаточную сформированность технического мышления у школьников. 2. Последующая профессиональная деятельность учащихся связанная с техникой и технологией производства требует прочные знания по физике, владение методами исследования и техническим мышлением, что означает формирование обобщенных познавательных, деятельностных, коммуникативных универсальных учебных действий по физике. Анализ экспертной комиссии республики проверки части «С» КИМ-ов ЕГЭ показывает, что большинство выпускников не владеют компетенцией применения фундаментальных законов физики в измененной или новой ситуации [20]. 3. Практически отсутствует непрерывное содержательное дополнение физики по ступеням обучения (начального, основного, среднего). Для реализации педагогических условий, формирования технического мышления учащихся в учебном процессе следует учесть следующие противоречия: 1. между наличием тенденции к росту выбора выпускниками технических специальностей и недостаточной сформированностью у школьников профессионального, технического мышления; 2.между осуществлением профильной дифференциации в общеобразовательных школах и отсутствием непрерывной содержательной системы по ступеням обучения (начального, основного, среднего); 3. между необходимостью овладения школьниками основами технического мышления и недостаточным учебно-методическим сопровождением для развития технического мышления учащихся. Гипотезу исследования составили следующие предположения. Формирование технического мышления учащихся будет более эффективным, если: Моделирование процесса формирования технического мышления будет осуществляться согласно научным представлениям о его структуре и качественных характеристиках, на основе принципа дополнительности; Изучение физики актуализировать на формирование технического мышления. В качестве критериев уровня сформированности технического мышления может выступать умение учащихся решать технические задачи; Механизм реализации психолого-педагогических условий формирования технического мышления будет направлен на обеспечение осознанности этого процесса всеми его участниками. Цель исследования — определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, формирующие техническое мышление учащихся в процессе обучения физике и разработать механизм ее реализации в условиях средней общеобразовательной школы. Задачи исследования были определены в соответствии с целью и выдвинутой гипотезой: Провести анализ научных представлений о техническом мышлении и уточнить его место и роль в развитии техники. Проанализировать состояние проблемы формирования технического1 мышления учащихся в психолого-педагогической теории и практики. Обобщить и систематизировать научно обоснованные способы формирования технического мышления в соответствии с его структурой и качественными характеристиками. Разработать педагогические условия формирующие техническое мышление учащихся. Объект исследования - процесс формирования и развития технического мышления учащихся. Предмет исследования — педагогические условия формирования и развития технического мышления учащихся. Методологической основой исследования являются: положения о сущности технического мышления и технического творчества (Г.С. Альтшуллер, В.И. Качнев, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.); системный подход и методы моделирования (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др.). Методы исследования: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнительный анализ; анкетирование учащихся; метод экспертных оценок; тестирование, стандартизованный тест Беннета «Оценка уровня развития технического мышления»; «Карта интересов»; Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова; Профессиональные предпочтения и тип личности Д. Голланда, методы математической статистики (описательной и корреляционной), метод корреляции Пирсона. Этапы и база исследования Первый этап— констатирующий: изучение и анализ литературы по теме исследования, выдвижение гипотезы, формулирование цели и задачи работы и разрабатывалась программа исследования. Второй этап— формирующий: организация экспериментальной работы по реализации теоретической модели процесса формирования технического мышления учащихся в обучении физике. Составление комплекса задач технического направления, разработка системы основных педагогических условий, таких как программа кружка, электронно-образовательного курса, элективного курса и организация дополнительного образования. Третий этап — контрольный: сбор полученных данных, их обработка и анализ. Теоретическое обоснование и конструирование системы способов формирования технического мышления учащихся на основе полученных данных. Оформление работы. Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: разработана модель процесса формирования технического мышления учащихся содержащая два блока: основной и дополнительный. Определен механизм ее практической реализации. Теоретическая значимость исследования: -уточнены представления о специфических особенностях технического мышления; -обобщены и систематизированы научно обоснованные представления о способах формирования технического мышления учащихся; - теоретически обоснованы модель процесса формирования технического мышления учащихся и условия ее реализации в общеобразовательных школах. Практическая значимость исследования: Разработаны: Программа кружка «Доступная физика в опытах и играх»; Электронно-образовательный курс «Доступная физика в опытах и играх»; программа элективного курса «Физика и техника». Созданы: УМК для организации элективного курса по физике и технике; раздаточные, дидактические материалы (комплекс задач). Использованы: Представленная электронно-образовательный курс, программа элективного курса и модель процесса формирования технического мышления учащихся используется учителями физики средней школы №31 города Якутска. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Теоретическая модель процесса формирования технического мышления учащихся в обучения физике содержит целевой, содержательный (основные направления деятельности), технологический (методы, формы, средства), оценочно-критериальные (показатели, критерии и уровни сформированности технического мышления) компоненты. 2. Психолого-педагогические условия, направленные на формирование технического мышления учащихся общеобразовательной школы способствует достижению учащимися предметных результатов, соответствующих требованиям современных стандартов образования. 3. Умение решать задачи технического характера, как основной критерий сформированности и достижения высоких уровней технического мышления учащихся в процессе обучения физике. Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений; применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; многочисленностью и разнообразием источников по теме исследования, апробацией и внедрением результатов работы. Апробация и внедрение результатов исследования. Разработана и внедрена программа кружка «Доступная физика в опытах и играх» (сертификат об участии в заочном Международном НПК «Инновационное развитие современной науки», Уфа 2014 г.). Создан электронно-образовательный курс, который получил диплом первой степени в первом муниципальном конкурсе методических разработок (2014 г), стал призером третьего республиканского конкурса «Лучший электронный образовательный ресурс», 2016 г. Разработана и внедрена программа элективного курса «Физика и техника», которая стала призером третьего международного конкурса научно-методических и выпускных квалификационных работ «Гнозис» (2016 г) в номинации «Социальные науки», секция «Педагогика». Так же разработана и внедрена модель процесса формирования и развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы. Глава 1. Теоретические аспекты формирования технического мышления учащихся Анализ научных представлений о техническом мышлении и его место и роль в развитии техники. В философии мышление определяется как высшая форма активного отражения реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий [3]. В Российской педагогической энциклопедии мышление определяется как процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их сущностных свойствах, связях и отношениях [16]. Концептуальные идеи отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др) по проблеме мышления явились базой для разработки теоретико-экспериментальных подходов к развитию мышления учащихся школ и студентов. Наиболее развернутая теория мышления в отечественной психологии содержится в работах С.Л.Рубинштейна. В своих работах он неоднократно подчеркивает, что мышление понимается как деятельность субъекта, взаимодействующего с объективным миром. Он пишет: «Процесс мышления - это, прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них». В настоящее время в психологии выделяют различные классификации мышления, мы рассмотрим основные виды: теоретическое и практическое. Теоретическое мышление направлено на открытие законов, свойств объектов. Ее интенсивному развитию у субъектов способствует учебная деятельность. Практическое мышление - процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности. Это мышление, направленное на изменение окружающей действительности с целью получения или создания нужных нам реальных предметов и явлений [25]. В деятельности человека всегда взаимодействуют практическое и теоретическое отношение к действительности. Деятельность человека, в которой проявляется практическое мышление, требует предварительных теоретических знаний. Все достижения в области научно-технического прогресса обуславливаются единством высокоразвитого теоретического и практического мышления у творческих людей науки и техники. Практически трудовая деятельность человека осуществляется при помощи орудий и выражается в создании техники и конструировании новых объектов, то и практическое мышление в более узком смысле называется техническим мышлением. Мы остановимся на обсуждении таких общих черт мышления, которые существенны для исследования проблемы формирования технического мышления. Исследование проблем, связанных с техническим мышлением было, осуществлено в работах С.М.Василейского, П.И.Иванова, Б.И.Обшадко, В.В.Чебышевой, (1960-е годы ХХ в.). Специфика технического мышления и его структура исследовались Т.В.Кудрявцевым и его коллегами - О.А.Концевой и И.С.Якиманской (70-е годы ХХ в.). Бурное развитие техники в последующие десятилетия привело к величайшим техническим открытиям и соответственно поставило новые проблемы. Появилась наука «Философия техники», предметом изучения которой стали проблемы взаимодействия техники с обществом и природой (Х.Ленк, К.Митчем, М.Хайдеггер и др.). Развитие «Философии техники» привело к осмыслению методологии технического знания (В.Г.Горохов, В.Д.Комаров, Г.И.Маринко, В.Т.Мещеряков, В.В.Чешев и др.). Эти исследования, а также концепция развивающего обучения, явились теоретической основой для развития технического мышления учащихся школ и вузов. Техническое мышление — важнейший компонент технических творческих способностей. Техническое мышление человека формируется в основном в процессе решения производственно-технических задач [25]. Техническое мышление в процессе обучения может проявляться как понимание и как самостоятельное решение новых задач. В процессе обучения оно проявляется при усвоении инструкций, рассматривании образцов, ознакомлении с отдельными деталями этих конструкций, при чтении чертежей, схем, проектов, карт технологических процессов и др. [21]. Процессы понимания в практическом мышлении проявляются в поиске и нахождении ответов на вопросы: «Из чего это сделано?», «Как сделано?», «Почему сделано так, а не иначе?». Степень понимания техники на определенных этапах обучения определяется непосредственным воспроизведением услышанного и прочитанного. Сложность проявления технического мышления в том, что понимание и самостоятельное решение задач неразрывно связаны между собой. Понимание техники — это основное условие успешного самостоятельного решения технических задач. Т. В. Кудрявцев выделяет три способа решения технических задач: способы, включающие выполнение предваряющих теоретических и практических действий, а также комбинированный способ. Последний способ наиболее адекватен творческой природе конструктивно-технической задачи. При комбинированном способе решения исходная идея рождается на основе детального анализа и первоначального преобразования ситуации и, преломляясь в схематических представлениях, видоизменяется в ходе дальнейших практических действий. Исходя из этого, Товий Васильевич намечает структуру технического мышления, которая вбирает в себя на равных правах такие компоненты, как теоретические понятия, визуальные образы и практические действия. Хотя перечисленные компоненты присущи любому виду интеллектуальной деятельности человека в его развитой форме, именно в структуре технического мышления они получают равноправное и гармоничное представительство [25]. Согласно этому уровень сформированности технического мышления определяется степенью развитости его образующих и связей между ними, причем сами эти связи достаточно подвижны и подвержены изменчивости. Компоненты технического мышления Таблица 1 Показатели Компоненты I уровень II уровень III уровень Понятийный компонент Знает единичные технические понятия; знает закономерности функционирования различных механизмов Владеет основными техническими понятиями; умеет систематизировать технические понятия; интерпретировать полученную информацию Умеет раскрыть сущность понятия; умеет соотносить технические понятия Образный компонент Умеет создавать статические образы Умеет создавать новые образы и изменять их; Умеет оперировать динамическими пространственными образами Язык техники Знает единичные условные обозначения, применяемые в технике; знает основы проектирования и конструирования Владеет основными условными обозначениями; умеет интерпретировать информацию, полученную с помощью условных обозначений; умеет технически грамотно оформлять проекты Умеет оценивать грамотность оформления технической идеи с помощью условных обозначений; умеет свободно оперировать условными обозначениями Практический компонент Знает основные орудия труда, материалы; знает основные технологии обработки некоторых материалов Умеет использовать детали и орудия труда, пользоваться техническими устройствами; рассчитывать основные показатели по техническим дисциплинам; собирать, конструкцию, схему, изображенную условными знаками Оперативный компонент Имеет представление о необходимости своевременной обработки информации Умеет преобразовывать и воспроизводить нужный материал; умеет быстро и качественно обрабатывать техническую литературу; Умеет оценивать оптимальность решения технических задач; выделяет избыточные и недостающие данные в технических задачах [31] Рассмотрим понятийный компонент. Как пишут, понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений, это единица мышления. Любое познание осуществляется человеком как формирование понятий и их связей. Формирование технических (физических) понятий – дело трудное, а трудности заключаются в поиске строгого определения понятия, доступного учащимся. Определение раскрывает содержание понятия объекта по его признакам, выделяя предметную область, отображенную этим понятием: для приборов – особенности устройства или принципа действия, для явлений – особенности их протекания, для объектов – их характерные особенности. Понятийный компонент имеет такие важные качества, как точность, четкость, определенность, и влечет за собой выработку логических умений: анализ, сравнение, различие, абстрагирование и обобщение. Таким образом, умение точно определять понятия, имеет огромное значение. Образный компонент – это способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета; зрительная память на образной основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении) [33]. По В.П.Зинченко в статье «Культура и техника», образное мышление - это средство перехода от замысла, идеи, гипотезы, схемы к образу. Данный компонент помогает овладеть такими методами как мысленный эксперимент, моделирование, метод идеализации и другие. Для развития образного мышления можно дать такие задания, как мини проекты, творческие работы и т.д. По мнению Т.В.Кудрявцева, образный компонент технического мышления может выступать в двух формах или их сочетаниях: во первых, при решении ряда задач необходима актуализация представлений памяти или возникновение представлений воображения, во-вторых, в огромном (если не преобладающем) числе случаев необходимо создать образы объектов на основе их восприятия. Добавим, что образный компонент должен позволять видоизменять образы [25]. При решении задач с техническим характером следует представить объекты в динамике (оперирование динамическими пространственными образами), что достаточно сложно. Для развития данного компонента мы используем фильм «Механизмы П.Л. Чебышева», показывающий механизм в движении и объясняющий принцип работы. Язык техники – это чертежи, схемы, технические рисунки. Язык техники служит своеобразным связующим звеном между теорией и практикой. В этом заключается специфическая роль любой технической схемы, в которой определенные понятия “закодированны” при помощи тех или иных символов. Для выяснения того, что изображено на схеме, необходимо хорошо знать условные обозначения и функции отдельных частей схемы. В процессе анализа основных частей схемы и определения связей между ними создается представление о том, что изображено на схеме и каково назначение устройства, изображенного при ее помощи [25]. Поэтому развитие данного компонента необходимо для формирования технического мышления учащихся. Практический компонент является основным в силу практического использования технических знаний в жизни, практических нужд общества. Ни одно решение не может получить право на внедрение, если оно не прошло апробацию на практике и не подтвердило теоретическую гипотезу. Исследования Ю.К.Корнилова, А.В.Карпова и других психологов, убедительно показали, что нет “пропасти” между практическим интеллектом и теоретическим мышлением. Любое мышление неразрывно связано с практикой - непосредственно в первом случае и опосредствованно во втором [25]. Оперативный компонент. Оперативное мышление – совокупность интеллектуальных процессов человека-оператора АСУ, включенных в регуляцию его управляющей деятельности. По своей функции в информационных процессах системы “человек – машина” оперативное мышление является одной из форм переработки информации. Оперативное мышление обладает следующими основными особенностями: 1) оперативное мышление – мышление в действии, для действия и посредством действий (т.е. операционных преобразований, подлежащих немедленной реализации); 2) оперативное мышление характеризуется высоким уровнем развития синтетических процессов (процессов структурирования), позволяющих объединить многочисленные, разнообразные и разрозненные детали, параметры наличной ситуации в четкую малоэлементную структуру; 3) в оперативном мышлении значителен удельный вес перцептивных компонентов, обогащенных и преобразованных с помощью обобщенных понятийных знаний об объекте управления [29, с. 233]. Таким образом, для формирования технического мышления учащихся необходимо развить все компоненты данного мышления. 1.2. Проблемы формирования технического мышления учащихся в психолого-педагогической теории и практике Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой современной культуры, без знания физики в ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других составляющих современной культуры, развитие техники и науки в целом. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного способа мышления. Между тем наблюдаем недостаточную сформированность у школьников профессионального, технического мышления. Это можно объяснить отсутствием непрерывного содержательного дополнения физики по ступеням обучения (начального, основного, среднего). Если к основной образовательной программе добавить дополнительное образование, мы получим развитие формирования технического мышления по ступеням обучения. И так, начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления, средняя ступень школы, как преемник, опирается на самостоятельность и мышление ребёнка, его способности, на умение быстро определять ход своих действий, старшая ступень школы – способствует самоопределению личности. Для решения данных проблем, задач формирования основ научного мировоззрения, формирования технического мышления, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ценностные ориентиры курса физики рассматриваются как формирование уважительного отношения к созидательной и творческой деятельности, понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств, сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. Установлено, что деятельность – средство и фактор развития личности. Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить идеальный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он использует особое средство — мышление, степень развития которого определяет степень благополучия и свободы человека. Курс физики обладает возможностью для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у обучающихся правильного использования физической терминологии, потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонентов, участвовать в дискуссии, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Развивать задатки, сообщать знания, совершенствовать умения надо начинать уже с детства. Для учащихся наиболее полезны не те сведения, которые пассивно сообщают о фактах, а те которые побуждают думать, искать, обобщать, находить новые факты. Ученик, узнавший, для чего используется данное устройство, получил сведения, которые ему потом пригодятся, а другой ученик, понявший, как работает устройство, на чем основан, получил гораздо больше. Но больше обоих получил тот ученик, который понял, что это устройство (как факт) не был сам собою очевиден, что надо было его заподозрить, а затем найти пути его установить. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта деятельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности. Важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности. Н.Н. Ладыгина-Котс утверждает, что существуют чрезвычайно сложные, изменчивые и многообразные отношения мышления и практического действия, мышления и языка, мышления и чувственного образа. Эти отношения изменяются в зависимости от методов обучения, от видов занятий, упражнений. Следовательно, педагог должен, учитывать какие методы, приемы, средства необходимы для формирования технического мышления ученика. Исходя из этого, дополнительное образование должно занять свое место в создании индивидуальных образовательных моделей, позволяющих детям самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для них интересен. Дополнительное образование должен быть не достройкой общего среднего образования, а своеобразной образовательно-производственной средой. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как зона ближайшего развития образования в России. С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает. Дополнительное образование может иметь мультимедийную интерактивную форму в виде электронно-образовательного курса. Такая форма только усиливает данное образование, мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов, интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций. Дает возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа) [8]. Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой): – пространства взаимодействия общего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность и др.; – пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.; – пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия. Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ученика. Модель процесса формирования технического мышления Модель процесса формирования технического мышления создана для повышения информационной, профессиональной компетентности учащихся, активизации познавательной деятельности учащихся в области физики и техники. Ведущими идеями при разработке модели были реализация: 1) принципа дополнительности, введенным Нильсом Бором в теорию квантовой физики, и интерпретированный в гуманитарную область, для обеспечения полноты и целостности образования; 2) принципа преемственности в дополнительном образовании. Принцип дополнительности Н. Бора, в педагогике направлен на обеспечение полноты и целостности образования. Этот принцип применяется практически во всех методах и науках, изучающих неживую и живую природу, человека, общество. Поэтому универсальный принцип дополнительности следует считать одним из важнейших достижений науки, и его понимание и использование необходимо для научного представления действительности. Принцип дополнительности – это единство взаимодополняющих – противопоставляемых начал, свойств или закономерностей. Сущность дополнительности состоит во взаимодействии различного рода элементов, категорий, явлений и процессов, создающих полноту и целостность объекта, процесса [13]. Дополнительное образование, в контексте данного принципа особенно эффективно в единстве с базовым образованием, представляя собой модель, обеспечивающую возможность успешного решения проблемы единства социально ориентированных, личностно ориентированных и корпоративно ориентированных образовательных структур. Согласно данному принципу знания, полученные на уроках физики, дополняются, развиваются на занятиях дополнительного образование. Личный опыт, получаемый в учебной деятельности на уроках физики, и те умения и навыки, которые учащиеся приобретают в процессе обучения в элективном курсе, жизненно необходимы им для становления и развития себя как личности, рационально мыслящей и действующей в повседневной деятельности. Физические знания, методы и мышление являются важным элементом современной культуры не только всего общества в целом, но и каждого человека в отдельности, в особенности, если его последующая профессиональная деятельность связана с наукой, техникой и технологией производства. Для непрерывного содержательного дополнения физики по ступеням обучения нужно придерживаться принципа приемственности. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания и взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного. Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов взаимодействия субъектов в ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Методическая система подготовки учащихся основной школы к олимпиадам по физике
- Формирование у учащихся основной школы регулятивных универсальных учебных действий при выполнении лабораторных работ по физике
- Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности учащихся младших классов.